ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИCтруктурное подразделение детский сад N 10 «Снежок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 9 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области |
|
Главная : / Наша жизнь / Методическая копилка / Работа с детьми / |
Помогаем ребенку овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь
Учитель-логопед Мирощенкова С.В.
Ожидание ребенка ставит перед родителями множество задач, среди которых решение вопросов, связанных с развитием ребенка, в том числе с речевым. Многочисленные журналы и книги содержат разнообразные сведения о методиках раннего развития и пр., которые и пытаются с первых дней жизни "апробировать" на своем малыше современные мамы и папы. При этом многие родители забывают о тех моментах взаимодействия, которые определены ежедневным общением мамы и ребенка.
Первым и наиболее важным условием и способом развития речи является речевое общение взрослых с ребенком с самых первых дней его жизни. Всякое действие с ребенком желательно сопровождаться речью. В семье малышу, естественным образом, обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное же значение имеет речь мамы. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная. Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.
Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.
Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.
Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.
Один из приемов развития детской речи, который очень нравится детям - это рассказывание. Рассказывайте детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывайте и сказки, читайте стихотворения.
Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходимо, чтобы ребенок, слушая рассказчика, удобно сидел и хорошо видел его лицо. Ничто не должно мешать ребенку слушать.
Рассказывание рекомендуется сопровождать рассматриванием картинок. Это хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.
Хорошо иметь дома наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное дерево, дом и т.д.). Одну и ту же картинку можно показывать много раз, и каждый раз ребенок будет находит в ней что-то новое, привлекательное, а затем сам станет с удовольствием рассматривать новые картинки. Не надо только заставлять ребенка рассказывать, что на ней нарисовано. Захочет он рассказать - прекрасно, если нет - родители могут сами сочинить краткий и ясный рассказ, который ребенок слушает, а потом сам повторяет.
Одно из лучших средств развития речи и мышления детей - игра. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя. Очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.
Ребенок, со слов взрослых, способен запомнить и воспроизвести наизусть слышимое. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.
Важный способ развития детской речи - декламация и пение, сопровождаемые музыкой. На третьем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки - это также существенный показатель развития их мышления, памяти и конечно же речи, причем речи образной, эмоциональной.
Чтение книжек также является средством развития речи и мышления ребенка. Это увлекает и нравится ему, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, "читать" ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком. Им доступны и интересны такие русские сказки, как "Колобок", "Три медведя", "Машенька и медведь", "Волк и семеро козлят" и др. Имейте в виду, что мультики не дадут того, что дает книга.
Ознакомление детей с окружающим миром способствует развитию речи и мышления ребенка. Важно обращать внимание малыша на предметы и окружающую его жизнь, беседовать об этом. Как придумать тему для беседы? Да ничего придумывать не надо. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое теперь привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко. Говорить с ребенком надо понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными разговорами и рассказами.
Все что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми родители обращаются к малышу, должны быть ему хорошо известны. Наоборот, время от времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить два-три новых, добавлять что-нибудь занимательное о том, что он видел на картинке, то есть в новом ребенок должен увидеть уже знакомое ему.
Желаем успеха Вам и вашему малышу!
План проведения дней здоровья на 2010-2011 учебный год
Каждую третью среду месяца в нашем детском саду проводится День здоровья. Все оздоровительно-развлекательные мероприятия планируются в соответствии с возрастной группой. Подробные планы с учетом возраста составляются воспитателями групп.
Сентябрь
«Выполняют все без спора три сигнала светофора»
Наблюдения, беседы,
дидактические игры:
• Улица и транспорт
• Водители и пешеходы
• Полосатые дорожки
• Сигналы светофора
• Кто больше назовет дорожных знаков
и т.п.
Подвижные игры, развлечения, эстафеты (с учетом возраста детей):
«По дорожке»
«Воробышки и автомобиль»
«Трамвай»
«По ровненькой дорожке»
«Цветные автомобили»
«Дорожка препятствий»
«Чье звено скорее соберется»
«Кто лучше выполнит команды регулировщика»
«Перевези груз»
и другие.
Октябрь
«Золотым осенним днем за здоровьем мы пойдем»
Наблюдения, беседы,
дидактические игры:
• Детки с ветки
• Где чей дом
• Краски осени
и т.п.
Подвижные игры, развлечения, эстафеты (с учетом возраста детей):
«По тропинке»
«Птички летают»
«Солнышко и дождик»
«С кочки на кочку»
«Угадай кто и где кричит»
«День и ночь»
«Совушка»
«У медведя во бору»
«Перелет птиц»
«Лиса в курятнике»
«Охотники и звери»
«Краски »
и другие.
Ноябрь
«Играют ребятишки с героями из книжки»
Беседы и дидактические игры:
• Моя любимая сказка
• Из какой он сказки (волк, зайка-побегайка, лисичка-сестричка)
• С кем белки играли в горелки
и т.п.
Подвижные игры, развлечения, эстафеты (с учетом возраста детей):
«Догоните меня!»
«Обезьянки»
«Заинька»
«Мыши и кот»
«Лохматый пес»
«У медведя во бору»
«Бездомный заяц»
«Зайка серый умывается»
«Гуси-лебеди»
«Хитрая лиса»
«Волк во рву»
«Два мороза»
«Горелки»
Декабрь
«Не боимся мы мороза, не страшны зимы угрозы!»
Наблюдения, беседы,
дидактические игры:
• Вьюги и метели
• Снег искрится, серебрится
• Как елочки и ели
снежные шубы надели
• Кому зимой не спится,
тот будет веселиться
• Новогодний хоровод
и т.п.
Подвижные игры, развлечения, эстафеты (с учетом возраста детей):
«По извилистой дорожке»
«Метелица»
«Зайка беленький сидит»
«Два мороза»
«Догони свою пару»
«Встречные перебежки»
«Горелки»
«Кто самый меткий»
«Кто бросит дальше»
«Попади в кольцо»
«Веселые соревнования»
(на лыжах, санках)
Соревнования с элементами хоккея
и другие.
Январь
«Путешествие в страну Спортландию»
Наблюдения, беседы,
дидактические игры:
• Что мы делаем зимой?
• Какие ты знаешь зимние виды спорта
• Санки, ледянки… (продолжить ряд)
• В хоккей играют настоящие мужчины
и т.п.
Подвижные игры, развлечения, эстафеты (с учетом возраста детей):
«Попади в круг»
«Сбей кеглю»
«Попади в цель»
«Сделай фигуру»
«Бездомный заяц»
«Зайцы и волк»
«Охотники и зайцы»
«Перебежки»
«Полоса препятствий»
«Веселые соревнования» (на санках)
Ходьба на лыжах
Элементы хоккея
и другие.
Февраль
«А когда-то все солдаты тоже были дошколята»
Беседы и дидактические игры:
• «Пехотинцы и танкисты,
Моряки, артиллеристы…»
• Кто точнее выполнит команду
и т.п.
Подвижные игры, развлечения, эстафеты (с учетом возраста детей):
«Где звенит?»
«Найди флажок»
«Найди, что спрятано»
«Найди свое место»
«Кто ушел?»
«Найди и промолчи»
«Самолеты»
«Пожарные на учении»
«Дорожка препятствий»
«Кто быстрее»
«Самый меткий»
и другие
веселые соревнования.
|
|
|
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад N 10 «Снежок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 9 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области |